Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — основа жизненной и
профессиональной успешности выпускников!
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения
Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе, и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни? Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Документы.
- 2024 год :
План-график (дорожная карта) реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся в МБ СОШ № 17 г. Орла на 2023 учебный год (приложение к приказу МБ СОШ № 17 г. Орла от 25.01.2024 №18/1)
- 2023 год:
- 2021-2022 учебный год:
- Семинар «Формирование функциональной грамотности в воспитательном пространстве школы на примере работы школьного музея»
В МБ СОШ № 17 г. Орла в Дне Единого текста приняли участие учащиеся 8 и 10 классов (59 человек), которые продемонстрировали владение глобальными навыками, навыками читательской, математической и естественно-научной грамотности. Результаты.
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
- Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение.
- Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение».
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности.
- Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».
- Банк заданий PISA.
- Мастер-классы PISA.
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA.
- Издания центра ГГТУ Учитель будущего.
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.
4. Естественнонаучная грамотность
5. Банк заданий для начальной школы
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:
1. Методические рекомендации СИПКРО для педагогов по формированию функциональной грамотности.
2. Методические рекомендации для учителей и родителей
3. Рекомендации по формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.
4. Рекомендации по формированию читательской грамотности
5. Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
6. Функциональная грамотность для педагога.
Полезные ресурсы:
- Функциональная грамотность школьников
- Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
- Центр оценки качества образования ИСРО РАО
СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся
- Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся
- Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по читательской грамотности
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- СИПКРО
- Издательство «Просвещение»
- Банк тестов
- Московский центр качества образования
- Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
Загруженные документы
-
2023 год
- Анализ работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы No 17 с углубленным изучением французского языка имени 6-ой Орловско-Хинганской стрелковой дивизии города Орла по реализации мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2023 году.a6990814fd61009658fec01b580e892a91d7cad6070fb2851fe465fe6ffc4d496 февраля 2024 г. 13:48 (1707216502)ДиректорПрокопов Евгений Егорович
- Приказ об утверждении плана-графика реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся в МБ СОШ № 17 г. Орла на 2023 учебный год69a780a1eba97f8fee6e08f5652da72f8215ba2c445e115e056931f4dbbf4dec6 февраля 2024 г. 13:48 (1707216502)ДиректорПрокопов Евгений Егорович
- Приказ департамента образования Орловской области "Об утверждении регионального плана-графика реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся" в 2023 годуc8c887e2314032d1718d5b9abe59368b17d38098ab0f14da85272327c739dfba6 февраля 2024 г. 13:48 (1707216502)ДиректорПрокопов Евгений Егорович
- Приказ управления образования, спорта и физической культуры «Об утверждении муниципального плана-графика ("дорожной карты") реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Орла в 2023 году»512e75a6e4da262dac58db5d9543ca6008edeb1cb070df6a9b07e1235ffbb7606 февраля 2024 г. 13:48 (1707216502)ДиректорПрокопов Евгений Егорович
- Приказ об утверждении плана-графика реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся в МБ СОШ № 17 г. Орла на 2023 учебный год53f37b1cbb393930316c68b99870ac6b6a0431d8766820a343d5c7d50887d6556 февраля 2024 г. 13:48 (1707216502)ДиректорПрокопов Евгений Егорович
-
2024 год
- План-график (дорожная карта) реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся в МБ СОШ № 17 г. Орла на 2023 учебный год (приложение к приказу МБ СОШ № 17 г. Орла от 25.01.2024 №18/1)1131ed7837249c5cff3fb14ab57f42208e2cf8508312e4e8837531d35ebce9666 февраля 2024 г. 13:48 (1707216502)ДиректорПрокопов Евгений Егорович
- Приказ МБ СОШ № 17 г. Орла от 25.01.2024 №18/1 "Об организации работы по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся в школе на 2024 учебный год"4d9cbdd443f42a9049a6d8373e37e6d409b39e654f3dfbbd3eed148e390716b16 февраля 2024 г. 13:48 (1707216502)ДиректорПрокопов Евгений Егорович
- Приказ департамента образования Орловской области от 17.01.2024 № 39 "Об утверждении регионального плана-графика («дорожной карты») реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Орловской области в 2024 году"bc79ce06b90b9b2a261f449628fd4637ca94c18b5256b60434a5635471b7df0f6 февраля 2024 г. 13:48 (1707216502)ДиректорПрокопов Евгений Егорович
- Приказ управления образования, спорта и физической культуры управления образования администрации города Орла от 23.01.2024 г. № 33-д «Об утверждении муниципального плана-графика («дорожной карты») реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Орла в 2024 году»b7ba888d7b3dd4bff978d86982102ef2ce9da1ebf3fef2c6573a009cd5491dab6 февраля 2024 г. 13:48 (1707216502)ДиректорПрокопов Евгений Егорович